Сценарное мастерство. Мастер-классы.7 дней.

"Кратчайший путь от человека к истине лежит через историю". -- Неизвестный автор

ДЕНЬ 1 – СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО

9:00 – 10:30

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИСТОРИИ:
 

Профессор Креволин рассмотрит, каким образом мы воспринимаем, анализируем и запоминаем истории. Он прочитает лекцию о том, как происходит передача знания и информации через повествование, и о необходимости усовершенствованных методов рассказа.

10:30 – 10:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

10:45 – 1:00

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА:

 

Основные принципы рассказа; конфликт; как создать привлекательный персонаж, у который сильно стремится к определённой цели; трёх актовая структура (начало, середина, конец); побуждающее событие; упорное продвижение к цели; справедливое манипулирование реакцией аудитории; преодолевая преграды, и т.п.

1:00 – 2:00

ОБЕД

2:00 – 3:30

СЕРЕБРЯНЫЕ ПРАВИЛА СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА:

 

Показывай, а не рассказывай; напряжение; экспозиция; жанры; книги против фильмов; работа с персонажами; «дуга» персонажа; повышая ставки; что посеешь… (предзнаменование) и воздаяние; сопричастность.  (Всё иллюстрируется эпизодами из фильмов.)

3:30 – 3:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

3:45 – 5:00

РАБОТА В ГРУППАХ:

 

Студенты разбиваются на команды и выполняют Упражнение #1 (Без диалогов)   -- Тема: ВАЖНОЕ СВИДАНИЕ.  Задание: расскажите историю, состоящую из двух сцен, лишь описывая (диалоги исключаются), как человек готовится к свиданию, а затем как он ведёт себя, когда возвращается с него.

5:00 – 6:00

ОЦЕНОЧНЫЙ СЕМИНАР:

 

Это практическое занятие, на котором мы прочитаем вслух некоторые из текстов, подготовленных при выполнении упражнения, и проанализируем их… Профессор Креволин выскажет свои замечания. Также студенты смогут выслушать мнение аудитории по поводу своих работ.

 

ДЕНЬ 2 – КИНОАНАЛИЗ

9:00 – 10:30

АНАЛИЗ ФИЛЬМОВ:

 

Анализ киноматериалов разной продолжительности, чтобы увидеть, как выдерживаются структура сценария и сценарные принципы.  Другими словами, переходя от коммерческой телерекламы к короткометражному фильму  и к полнометражному фильму (90 минут), мы рассмотрим, как используются различные техники рассказа, трех- актовая структура и развитие персонажа, для того чтобы добиться необходимой ответной реакции аудитории.

10:30 – 10:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

10:45 – 1:00

ПРОДОЛЖЕНИЕ АНАЛИЗА

 

Мы продолжим работу над анализом историй для более глубокого усвоения основной терминологии и понятий, которые со временем станут неотъемлемой частью  творческого процесса. Далее, мы посмотрим на причинно-следственные связи в историях и динамику смены эпизодов, сцен и «битов»…c тем, чтобы всё стало на свои места.

1:00 – 2:00

ОБЕД

2:00 – 3:30

ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. СЕМИНАР:

 

Детальный анализ фильма «ГОРОДСКИЕ ПИЖОНЫ»

Что делает хорошую историю хорошим фильмом? Как рассказать эту историю как можно лучше? Какие есть другие альтернативы? Чем руководствоваться в ключевых драматургических моментах истории? Как написать историю таким образом, чтобы из неё вышел сильный сценарий?

Участники семинара  просмотрят этот фильм и  проанализируют «биты» и сцены, чтобы продемонстрировать как эти общие принципы применялись в «Городских пижонах» и способствовали успеху фильма.

3:30 – 3:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

3:45 – 5:00

РАБОТА В ГРУППАХ:

 

Студенты разбиваются на  команды и выполняют письменно Упражнение # 2(Без диалогов)   – Обстановка ( в 3 частях): 
1) Сцена 1. Ваш главный герой приходит на встречу с кем-то; обстановка кажется ему странной, загадочной; он чувствует себя неловко.
2.) Сцена 2. Ваш главный герой снова оказывается на том же месте (может быть, на следующий день или десять лет спустя). Его/её встречает тот же человек, что и в сцене 1, но на этот раз обстановка и встреча вызывают у него позитивные ощущения, он чувствует себя счастливым.
3.) Сцена 3. Ваш главный герой снова оказывается в том же месте, но особы, которую он/она надеются увидеть, там нет. Окружающая обстановка отображает чувство опустошения, печали, и отчуждения… Не используйте диалог. Вместо этого, используйте визуальную образность и действие (основа языка кино), чтобы передать настроение и рассказать историю. Создайте убедительный рассказ, основное действие которого происходит за кадром, и должно выводиться (угадываться) из того, что представлено в этих трех отдельных, не связанных между собой эпизодах. Желаю удачи, и не ищите лёгких путей, идите путями трудными.
4.) Напишите биографию главного героя (на одну страницу), которая включает аспекты его прошлого, физические характеристики, черты характера. Как только она будет написана, посмотрите, что из этого можно выразить в истории в скрытой, искусной форме.

5:00 – 6:00

ОЦЕНОЧНЫЙ СЕМИНАР:

 

На этом интерактивном, практическом семинаре мы прочитаем вслух некоторые из текстов, подготовленных при выполнении упражнения, и проанализируем их…Профессор Креволин даст свои рекомендации, как их улучшить, и обсудит со студентами определённые приёмы, чтобы сделать тексты более драматичными и сильными.

Домашнее задание – Переписать и улучшить свой текст.

 
ДЕНЬ 3 – ДИАЛОГ
9:00 – 10:30

СОСТАВЛЯЮЩИЕ УДАЧНОГО ДИАЛОГА:

 

Профессор Креволин детально разберёт отрывки из фильмов, в которых содержатся сильные диалоги. Затем он даст задание выполнить ДИАЛОГОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ #1 – МОНОЛОГИ: Напишите черновик 5-минутного откровенного монолога и будьте готовы представить его. (Проследите за тем, чтобы монолог рассказывал историю, и чтобы в процессе  монолога происходили изменения с главным героем.)

10:30 – 10:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

10:45 – 1:00

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОНОЛОГОВ:

 

Студенты исполняют свои монологи, которые затем будут анализироваться и обсуждаться.

1:00 – 2:00

ОБЕД
2:00 – 3:30
ДИАЛОГ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
 

Мы продолжим рассматривать примеры хорошего диалога, а затем профессор Креволин даст задание выполнить ДИАЛОГОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ #2 – Как сказать «я вас люблю»:  Ваше задание - написать сцену, в которой один персонаж пытается сказать другому, что он или она любит её/его, не произнося этого слова на букву «л». Сцена заканчивается тем, что объект любви даёт понять жестом, действием  (и, возможно, тонкими словесными намёками), что он/она или принимают, или отвергают эту любовь.

3:30 – 3:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

3:45  – 6:00

ЧТЕНИЕ СЦЕН ВСЛУХ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ:

 

Студенты разыгрывают сцены, содержащие диалоги, которые затем  будут обсуждаться.

Домашнее задание – Переписать свои сцены, содержащие диалог.

 

ДЕНЬ 4 – ГЛАВНЫЕ СЕМЬ ВОПРОСОВ И СЦЕНOГРАММА

9:00 – 10:00

ГЛАВНЫЕ СЕМЬ ВОПРОСОВ

 

Профессор Креволин  обсудит главные семь вопросов, которые все сценаристы должны задать себе и ответить. Затем каждый студент попробует ответить на эти вопросы для себя в контексте сочинённых ними историй.

10:30 – 10:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

10:45 – 1:00

СЕМИНАР

 

Студенты представят свои ответы на семь вопросов,  получат консультацию профессора Креволина и выслушают мнение одногруппников.

1:00 – 2:00

ОБЕД

2:00 – 3:30

СЦЕНОГРАММА

 

Мы рассмотрим сценoграммы и обсудим, как структурировать сценарии, которые каждый студент хочет написать. (Я предполагаю, что некоторые студенты захотят начать с короткометражных фильмов, в то время как другие  захотят сосредоточиться на сценарии полнометражного художественного фильма). Студенты разобьются на группы и займутся сценoграммами.

3:30 – 3:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

3:45 – 6:00

СЕМИНАР

 

Студенты представят свои работы, получат консультацию профессора Креволина и выслушают мнение одногруппников.

Домашнее задание –   переписать дома свои сценограммы.

 

ДЕНЬ 5 – «СТЕП АУТЛАЙН»

9:00 – 10:00
СТЕП АУТЛАЙН
 

Мы рассмотрим авторские ремарки, в которых сценаристы дают описание сцен (так называемый «степ аутлайн»), и обсудим пути дальнейшего структурирования истории перед тем, как приступим к сценарию. Студенты разбиваются на  группы для работы над созданием «степ аутлайна».

10:30 – 10:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

10:15 – 1:00

НАПИСАНИЕ «СТЕП АУТЛАЙНА»

 

Каждый студент будет работать в своей группе, чтобы разработать свой «степ аутлайн».

1:00 – 2:00

ОБЕД

2:00 – 3:30

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «СТЕП АУТЛАЙНА»

 

Студенты представят свои работы, получат консультацию профессора Креволина и выслушают мнение одногрупников.

3:30 – 3:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

3:45 – 6:00

«СТЕП АУТЛАЙН». ПРОДОЛЖЕНИЕ.

 

Мы будем продолжать анализировать и разрабатывать «степ аутлайн».

Домашнее задание: И снова – переписать  свой «степ аутлайн»…

 

ДЕНЬ 6 – ПЕРВЫЕ 3 СТРАНИЦЫ

9:00 – 10:00

ПЕРВЫЕ ТРИ СТРАНИЦЫ СЦЕНАРИЯ

 

Мы посмотрим на начало сценариев и обсудим, как написать первые три страницы, и насколько они важны.

10:30 – 10:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

10:45 – 1:00

НАПИСАНИЕ ПЕРВЫХ ТРЕХ СТРАНИЦ СЦЕНАРИЯ

 

Каждый студент напишет первые три страницы своего сценария.

1:00 – 2:00

ОБЕД
2:00 – 3:30

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ТРЕХ СТРАНИЦ СЦЕНАРИЯ

 

Студенты представят свои работы, получат консультацию профессора Креволина и выслушают мнение одногруппников.

3:30 – 3:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

3:45 – 6:00

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНАРИЯ

 

Мы  продолжим рассматривать сценарии.

Домашнее задание – Каждый студент должен развить идеи для своего сценария художественного полнометражного или короткометражного фильма и быть готовым представить их в классе.

 

ДЕНЬ 7 – СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА

9:00 – 10:00

ЭПИЗОД ПОВОРОТНОГО МОМЕНТА  МЕЖДУ АКТАМИ И СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА

 

Профессор Креволин исследует, как отдельные сцены соединяются в логически связанные эпизоды. Он даст задание каждому студенту написать ряд сцен, которые составляют поворотный момент в истории и двигают ее дальше. Затем он расскажет о том, как  ряд эпизодов могут сформировать акт или короткометражный фильм.

10:00 – 10:15

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

10:15 – 1:00

НАПИСАНИЕ ЭПИЗОДА ПОВОРОТНОГО МОМЕНТА ИЛИ ПИШЕМ БОЛЬШЕ СТРАНИЦ СЦЕНАРИЯ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА.

 

Каждый студент будет работать в своей группе, чтобы написать эпизод из серии сцен, которые составляют поворотный момент в истории,  или дописать сценарий своего короткометражного фильма.

1:00 – 2:00

ОБЕД

2:00 – 3:30

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭПИЗОДА ИЗ СЕРИИ СЦЕН, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ В ИСТОРИИ

 

Студенты представят свои работы, получат консультацию профессора Креволина и выслушают мнение одногруппников.

3:00 – 3:45

ПЕРЕРЫВ (ЧАЙ, КОФЕ, СОКИ, ЛЕГКИЕ ЗАКУСКИ)

3:45 – 5:30

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Студенты  продолжат представлять свои работы и получать консультацию.

5:30 – 6:00

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

 

Студенты обсудят, чему они научились, и поговорят о том, как они могут продолжать развиваться как сценаристы.